УДИВИТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ОЗОРНИКА

7.9.2021
-
22.5.22

Музей Вадима Сидура и Московский музей современного искусства представляют масштабный совместный проект «Удивительное путешествие озорника» — исследовательскую работу художницы Анны Титовой, которая переосмысляет обновленную постоянную экспозицию музея Вадима Сидура. Работа над проектом заняла несколько лет и включает также реконструкцию утраченных скульптур Сидура и взаимодействия c общественными организациями районов Перово и Новогиреево. Проект стал результатом длительного исследования Анной Титовой средств и практик воспроизводства социокультурных связей, которые работают в урбанистических средах. Вдохновляясь критическим прочтением модернистских градостроительных утопий, гендерными исследованиями субъективности и концепцией распределенного действия в «новом материализме» Джейн Беннет, художница изучает условия, при которых иерархические культурные системы превращаются в открытые и инклюзивные среды, а иммерсивность становится включенностью, наделяющей публику новым уровнем агентности. Проект проходит при поддержке Artwin Gallery и компании Aledo.

«Удивительное путешествие озорника» состоит из нескольких частей: на первом этаже представлены результаты работы с личным архивом Вадима Сидура, на втором — с местными самоорганизациями, в частности с MamasUp и «Перово Архитектурное». С момента своего появления в стенах бывшего цветочного магазина в 1989 году и особенно после передачи здания в фонд Московского музея современного искусства в 2018 году, Музей Сидура стремится к тому, чтобы быть уникальной открытой средой для зрителей с различными потребностями и возможностями. Проект Титовой предлагает новый формат встречи зрителей и зрительниц с произведениями, используя языки инсталляции, скульптуры и анимации. Своего рода эмблемой проекта стал анимированный мальчик Гопи, персонаж, придуманный Сидуром для иллюстраций к сказке индийского писателя Васамурти «Удивительное путешествие озорника» (1969), повествующей о том, как один «озорник», уменьшившись до размера муравья, провел день в мире насекомых и научился состраданию, отваге и заботе о ближних.

Проект предлагает по-новому увидеть роль музея, переосмыслить ее через призму идеи «общественного архива», то есть коллекции, открытой для всех, исходя из понимания культуры как «общественного ресурса, а не объекта национальной собственности» (Клер Бишоп), и концепта радикального образования, в основе которого лежит идея о том, что произведение — это не сокровище, которое нужно охранять, а узел социальных отношений, relational object, призванный содействовать освобождению тех, кто им пользуется социально и политически (Лиджия Кларк). Произведением здесь становится сама новая форма организации социального пространства, возникающая из переосмысления категории «современного» и связей искусства с локальными историями, имеющими транслокальную или универсальную значимость. Предложенная Титовой модель инклюзивной экспозиционной среды призвана не столько выразить мнение какого-либо привилегированного меньшинства, сколько рассказывать истории и представлять интересы социальных групп, которые, как и права таких сообществ, недостаточно представлены либо маргинализированы.

Фотографий выставки пока нет.
Наверх